Прежде всего, необходимо уменьшить влияние неправильных представлений об этой болезни и путях её распространения. Очень многие люди считают, что ВИЧ-инфекция и СПИД – удел «самых плохих» – наркоманов, проституток, гомосексуалистов, бомжей, заключённых. «С нами ЭТОГО не может случиться, потому, что все, с кем мы общаемся, а тем более мы сами, – хорошие. Нам не о чем беспокоиться. А «плохим» так и надо!» Стигматизация и дискриминация людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, восстанавливает часть этих людей против остального общества, толкает их на умышленное распространение вируса. Снижение негативного отношения к ним является важной составляющей профилактики.
Риск заражения для каждого конкретного человека очень во многом зависит от его поведения, и при осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение вируса может быть существенно ограничено.
Профилактическая работа должна быть направлена на все слои населения, но, в первую очередь, на молодежь, т.к. она в силу своих возрастно-поведенческих особенностей подвержена наибольшему риску заражения.
Профилактика – это объективное и полное информирование подростков о природе и механизмах возникновения таких проблем, как наркомания, алкоголизм, ВИЧ-инфекция, болезни, передаваемые половым путём, нежелательная беременность; это формирование навыков защиты от этих проблем, а при их возникновении – наиболее правильного способа их решения. Это формирование чувства собственного достоинства, умения сделать правильный выбор, воспитание высокого культурного уровня, в том числе, культуры взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Половое воспитание это воспитание из мальчика – Мужчины, а из девочки – Женщины.
Мы же учим их правилам дорожного движения. Давайте учить их и правилам движения по жизни!
И врачи, и учителя обязаны заниматься профилактикой. Это так, но без участия семейного окружения и, прежде всего, родителей, добиться желаемых результатов невозможно.
С какого возраста начинать?
С самого раннего возраста. Сначала это обучение элементарным гигиеническим навыкам, заботе о своём здоровье, информация о том, что полезно, а что вредно и опасно. Затем – почему именно полезно или вредно и опасно.
Просвещение по названным проблемам должно предшествовать их вступлению в возраст, для которого характерно рискованное поведение. Упор должен делаться на важные личностные и социальные навыки, помогающие детям самим делать правильный выбор. Надо помогать им взрослеть.
Для этого необходимо учитывать особенности подросткового возраста.
Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый человек.
Бурная гормональная перестройка, происходящая в организме подростка, неразрывно связана с психологическими изменениями в этот период. Физиологические изменения, дезорганизующе влияющие на сознание, во многом объясняют трудности поведения, конфликты с собой и окружающими.
Процесс взросления – самый ответственный период в жизни человека. Это период формирования личности. Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребёнок; на несоответствие биологических возможностей социальным; на неуверенность в своём опыте и новом статусе; на резкие изменения, происходящие в его организме.
На подростковый возраст приходится скачок интеллектуального, эмоционального и физического развития, и одновременно период исследований и экспериментов, в том числе и таких, как употребление различных психоактивных веществ – никотина, алкоголя, а иногда, и наркотиков. Именно в этом возрасте молодые люди стремятся стать наиболее независимыми, и в то же время испытывают боязнь непонимания и осуждения со стороны взрослых, связанную с высокой психологической уязвимостью. Одновременно подростки начинают осваивать и сферу интимных отношений. Ранние половые связи, частая смена половых партнеров, незащищенные сексуальные контакты характерны для этого возраста.
Именно в это время подростки особенно нуждаются в понимании, помощи и поддержке со стороны взрослых. Им необходимо знать и понимать, что с ними происходит, научиться осознанно управлять своими эмоциями, чувствами и поведением, осознать, что заботиться о своём здоровье – это нормально, что это – залог успеха и будущей счастливой жизни. Надо чтобы они не стеснялись и не боялись быть хорошими.
Очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, который по своей сути является кризисом взросления и может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения. В этот период меняются представления о себе и об окружающей действительности. Настроение становится неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым. Он колеблется между зависимостью от окружающих и растущей потребностью в самостоятельности.
Этот переломный возраст переживается подростками по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности. У одних он осложняется кризисом идентичности, у других – кризисом авторитетов.
Кризис идентичности проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении. Подросток хочет видеть себя взрослым.Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». При этом в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя по взрослому, он не готов к «взрослой» ответственности и избегает её.
Подросток мучается вечными вопросами: что он собой представляет? зачем существует? как к нему относятся окружающие? Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя как жалкую копию других. В связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных – «подростковый нигилизм». Сигареты, алкоголь, наркотики, половая жизнь могут стать символами взрослости, средством снятия напряжения, способом идентификации.
Источник:https://spid.brkmed.ru/article/profilaktika-vich-infekcii-ippp-narkomanii-u-podrostkov/