Ауыл уттары
+7 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар
Мәҙәниәт
15 Декабрь 2023, 16:10

Священник из Башкирии рассказал о своем общении с ранеными бойцами СВО

Священники отправлялись в больничные палаты по зову сердца.

Наш сегодняшний гость – Александр Загиров, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Салаватской епархии. Недавно батюшка вернулся из поездки по госпиталям новых территорий России. Как там наши бойцы, о героизме и милосердии, про встречи с теми, «кто смерти смотрел в лицо», рассказал «МГ» отец Александр.  Слово – нашему собеседнику.                                           

Миссия                         

В августе 2023 года по благословению Святейшего патриарха Кирилла была создана гуманитарная миссия для работы на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Ее цель – предоставление гуманитарной помощи мирным жителям, православному духовенству, а также раненым военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях. С первых дней ее участники проводят огромную работу. Начиная от восстановления силами добровольцев со всей России частного сектора, и до помощи храмам утварью и иконами. По Башкирии тоже кинули клич: кто может поехать к раненым бойцам? Так как опыт общения с больными был еще со времен ковида, я откликнулся. На «Ниве» отправились вместе с отцом Андреем из Салехарда на новые территории.

В зоне ответственности было пять госпиталей неподалеку от Луганска – в Перевальске, Брянке, Алчевске и самом Луганске. По больницам ездили вместе: один заходил в палату, куда потом стекались и другие бойцы, другой шел к тем, кто самостоятельно передвигаться не мог или стеснялся. Миссия длилась 10 дней, в каждый из которых встречались примерно с 300 ранеными.

 

 
 

В больничной палате

Заходя к бойцам в палаты, сразу «с порога» не агитировали и не проповедовали. Здесь раненые, они страдают, им больно. Начинали с того, что говорили: «Священники теперь будут приезжать чаще, потому что есть такая миссия, если кто хочет поговорить, – мы готовы». Нашей задачей было донести: мы – те, кто в тылу, хотим разделить ваши переживания. Не так, как вам, но нам тоже больно и тяжело. Мы хотели, чтобы раненые почувствовали, что не одиноки. И когда начинаешь с этого, а не с «молись и постись», разговор потихоньку налаживается. Старались, как говорил апостол Павел, плакать с плачущими. И когда парни видели в священнике обычного человека, с которым и поговорить можно, и пошутить, раскрывались. И уже тогда, если был запрос, начинался разговор о главном. 

В одной из палат лежал молодой парень, 23 года, контрактник. Я подошёл к нему, начали разговаривать, потом подтянулись и другие. Вскоре палата заполнилась людьми. Пили кофе, просто говорили. Они делились своей болью, задавали вопросы, я рассказывал о своей…

Как Бог такое мог допустить…

Не дерзну рассуждать на тему, почему Господь это попустил. Я думаю, что любящий Бог может спасти человека и не загоняя его в страшные обстоятельства – на передовую или в концлагеря, как это было во время Второй мировой войны. Он, как любой любящий родитель, не хочет воспитывать своего ребенка, загоняя ремнем в угол. Он это может сделать и другими путями. Люди сами доводят ситуацию до точки кипения. Это люди чего-то не увидели, не поняли, упустили и не только в духовном смысле. Но это уже случилось, и мы живем сейчас в этой реальности и в ней надо постараться остаться человеком, а еще лучше стать христианином. Сейчас мы должны думать о том, что хорошего можем сделать в этой данности и делать это. В Евангелии сказано «верный в малом и во многом верен». А фразой: «на все воля Божья» можно многое оправдать. Выводить причину происходящего только в духовную плоскость нельзя. Причин произошедшего много. 

Зацепиться за жизнь

В основном мужики держались, упавших духом было немного, по пальцам сосчитать. Один из таких рассказал, что времени «там» провел немного, а, кажется, как будто лет 10. Он был погружен в апатию, потерял жизненные ориентиры, ему было все равно – убьют-не убьют… Но ведь и в таких обстоятельствах нужно постараться остаться живым, и, не переступив через свои воинские обязанности, через свою человечность, «зацепиться за жизнь» и не отдать ее напрасно. Говорили с ним долго. Потом в голову пришел красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни». Говорю: «Помнишь, когда Сухова басмачи взяли в плен, Абдулла спрашивает: «Ты как хочешь умереть: сразу или помучаться?» А тот отвечает: «Мне бы, конечно, лучше помучаться». Так и ты, говорю, жить тяжело, но лучше жить! Сдаться обстоятельствам не трудно, но как говорил Сухов: «Лучше помучаться». Он засмеялся, взбодрился, мы обнялись, и показалось, что искорка жизни в нем зажглась.  

Герои нашего времени

Встречались ли герои? Да все, кто «там», почти все – герои. Вот что рассказал боец, которому всего-то 25 лет.

Вышли на позиции. Вижу – «птички», которые сбрасывают снаряды. Одна из них прямо надо мной висит, но не бросает – ждёт, когда другие подойдут, чтобы «накрыть» всех разом. Ну и накрыла. Контузия, раны, но живой. Бронежилет разорвало. На подходе другая группа, которая идет, чтобы эвакуировать раненых. Подползает боец – «ахматовец». Сняли с меня развороченный «броник». И тут – снова «птичка». Понятно, без бронежилета – мне конец. И тут чеченец мой бросается на меня, закрывает собой. Он в бронежилете. В результате оба ранены, но оба живы!

Или вот еще. В госпиталь бойцам поступила информация: противник перешел дорогу, которая разделяла позиции. Раненые бойцы говорят: «Плохо. Обратно возвращать будем». Без бравады, напускного героизма – тихо так, просто… И в этом правда жизни, честность какая-то – умирать никто не хочет, все хотят жить, но задачу надо выполнить. Они будут рады, если все это кончится, но пока принимают все происходящее с ними как данность.

Так что там большинство – герои. Подвиг в нашем понимании для них – естественное поведение. Когда люди куском хлеба делятся, прикрывают собой от снарядов, думают не только о себе, а о том, кто рядом –  это проявления христианства в чистом виде. Причем рассказывают это парни спокойно, без пафоса, как о чем-то, само собой разумеющемся, совершенно не думая, что делают нечто героическое. Героями они станут потом, когда все закончится.

Побеждай зло добром

Если ты начал вести себя, как противник, то проиграл. Нельзя ненавидеть, позволять проявляться худшему, что в тебе есть. Ведь тогда, даже если мы устраним противника физически, его идеи и ценности будут жить в нас, а значит – мы проиграли. Апостол Павел говорил: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Война «снимает» тормоза, дает возможность выйти на волю не самым хорошим человеческим проявлениям, страстям и оправдывает это. Когда ты говоришь: «Я поступил со своим противником так же, как он», знай – ты проиграл! Потому что в этот момент ты транслируешь его идеи, его ценности, которые теперь через тебя будут выплескиваться в мир.

Покаяние

Многие бойцы честно говорили о своих грехах, искренне каялись, сожалели…

В мирной жизни, в куда менее трагичных обстоятельствах, люди часто начинают «выпускать клыки» и видеть в каждом конкурента, в самом отвратительном смысле этого слова. А тяжелые условия войны – это катализатор. Я благодарен Богу за то, что не увидел в этих парнях желания оправдать свои поступки тяжелыми обстоятельствами, несправедливостью, не встретил «расчеловечивания». Видел людей страдающих, потерянных но тем не менее, с живой душой, людей, старающихся простить. Иногда бойцы рассказывали очень тяжелые вещи. А я говорил: «Ты постарайся только зла не держать. А в ответ слышал: «А я и не держу». И понимал, по глазам видел – не врет.

А если бы пришлось увидеть «образ зверя»? То стал бы работать с тем, что есть. А как иначе? Если есть патологический процесс, его надо купировать. Говорить, объяснять, простыми словами, без высокопарности, порой без церковной терминологии, ведь большинство бойцов не воцерковлены. Объяснять, что ты не для того появился на свет, чтобы стать зверем. Легко быть хорошим, когда все хорошо и все вокруг хорошие. А вот когда условия жизни диктуют тебе: превратись в зверя, постараться остаться человеком, да еще неплохим, в этом и есть подвиг. Это достойно уважения и того, чтобы за это бороться.

Был ханом, стал князем

Много ли на войне верующих? Наверное больше, чем в мирной жизни. Может не все при виде священника бегут под благословение, но вот такое: «Мне скоро выписываться, я без причастия не хочу на позиции возвращаться!» бывало. Причастил, на следующий день он снова уехал «туда».

Несколько человек крестились. Если в процессе общения возникало желание креститься, исповедоваться и причаститься – был рад. Но крестить всех подряд – такой задачи не было. Забавный случай: один из бойцов – тувинец, решил креститься. Зовут Батый. Как он с гордостью говорил, в честь хана. Крестили именем Борис. Я говорю: «Стало быть, был ханом, а стал князем». Далеко не ушел...

Милосердие – поповское слово?

Есть на войне место милосердию? Там все обостряется: подлость, низость, но и лучшее, что есть в человеке – самопожертвование ради ближнего, сострадание. Она – катализатор. Хотелось бы, чтобы лучшее проявлялось не только в чрезвычайных обстоятельствах. Человек, по сути, существо милосердное, но проявлять это качество надо и в мирной жизни, не дожидаясь, когда «припрет к стенке».

Главное, чтобы ждали…

Парень, 26 лет, без ноги. Одной нет, вторая – в аппарате Илизарова. Фантомные боли, а в глазах – надежда на хорошую жизнь. Страх неизвестности, непонятности жизни в обычных условиях, но в новом качестве, все же мелькал. Но оптимизма прибавляло то, что дома ждут. Близкие, жена и двое детишек, звонят и пишут. Уже договорились о протезе. Для бойца очень важно, чтобы его ждали… 

Источник и автор статьи:https://mgazeta.com/articles/goroskop/2023-12-10/kakim-znakam-zodiaka-povezet-v-2024-godu-3559515

Автор:Гульгина Тагирова
Читайте нас: