Бөтә яңылыҡтар
Милли проект
5 Ноябрь 2019, 11:18

Предприниматель из Уфы Вадим Фаттахов рассказал, как найти идею для бизнеса

Напомним, что на днях в Уфе состоялось масштабное для региона событие - прошел предпринимательский форум «Мой бизнес». Ведущие бизнесмены страны приехали в столицу Башкирии, чтобы поделиться опытом с начинающими предпринимателями. Проведение мероприятия стало возможным благодаря федеральному проекту «Популяризация предпринимательства», который является составной частью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утверждённого майским указом Владимира Путина.

О том, как выбрать оригинальную идею для бизнеса, рассказал участник форума, первый в России производитель съедобных ложек уфимский предприниматель Вадим Фаттахов.
Как пришла идея начать бизнес? Почему именно съедобные ложки?
- На поиски интересной идеи для бизнеса у меня ушел почти год. Нашел довольно случайно в интернете. Близкое по смыслу производство съедобных ложек есть в Индии, в России аналогов нет. Новизна дала, конечно, преимущество. Но это привело к тому, что потребовалось изготовить собственное оборудование. Тем более, что наш продукт существенно отличается от индийского, как по рецептуре, так и по позиционированию. При выборе идеи отталкивался от того, чтобы проект или продукт был на рынке новым - это первый критерий. Второй - чтобы можно было бы работать на территории всей страны и за ее пределами. Третий - экологичность, и это одна из главных тем последнего времени. Четвертый критерий - это миссия проекта. Пятый - цикличность: продукт должен заканчиваться, но при этом вызывать у потребителя желание приобрести его снова. Что такое съедобная ложка? Это продукт, который изготавливается из молока, муки высшего сорта, яиц, масла и различных натуральных добавок, которые придают дополнительный вкус. Ложка может быть как сладкой, например, шоколадной или ванильной, так и чесночной, чтобы есть ею борщ. Последнее - не шутка, благодаря особой рецептуре ложка не размокает в течение 10-15 минут. Поэтому у съедобной ложки, как продукта, сразу несколько назначений. Это и замена пластиковой одноразовой посуды, и угощение. Обычно их используют в кафе и ресторанах, иногда на кейтеринге и в качестве сувенира-подарка. Часто заказывают домой молодые родители, поскольку детям веселее есть суп или кашу такой ложкой.
Как собирали документацию, оформлялись, искали инвесторов? Что было сложнее всего?
- На запуск проекта потратил более 4,5 миллиона рублей. Думаю, что если бы начинал его сегодня, накопив знания, то денег ушло бы на треть меньше. Было много ошибок. Первые вложенные средства были мои, и они быстро закончились. Нужно было привлекать инвесторов успешными кейсами первых продаж, но и это тоже требовало денег. Тогда мы разместились на одной из краундфандинговой площадок. Там собрали деньги на первые продажи - около 130 тысяч рублей. Тогда же и получили отзывы о нашем продукте, о нем заговорили. После этого было легче представить проект инвестору. На мой взгляд, инвестиции были более выгодны для нашего бизнеса, чем кредит в банке. У нас был более гибкий график выплат, которые ещё и производятся только раз в год.
Как организован процесс на производстве, с какими трудностями встречаетесь?
- Около года ушло только на отлаживание технологии производства. Нужно было сделать так, чтобы ложки не размокали хотя бы в течение 10 минут, пока ими едят горячие супы. Но найти пищевого технолога, во всяком случае в моем родном Башкортостане, оказалось сложной задачей: самоучки не были готовы взять на себя такую непростую работу, опытные технологи – тоже. С момента первого прототипа ложек мы много раз меняли рецепт, экспериментировали, даже тестировали ложки в фокус-группе. То, что было сначала, и что есть сейчас - небо и земля. Были трудности. Например, мы ошиблись с новой формой. Сделали ее по аналогии с первой, но для другой печки, более мощной – результат получился плохим. И хотя я сам по образованию повар-кондитер, сильно в технологии производства мне это не помогло. Нас этому не обучали. Единственное, когда мы тестировали первые образцы, я что-то выпекал сам.
Какова «миссия» бизнеса, почему он нужен людям?
- Мы следуем современным тенденциям. Сейчас много внимания уделяется уходу за своим телом, поддержанию хорошего физического состояния с помощью спорта. Актуально – питаться правильно, заботиться о своем здоровье. Тенденция - разумное потребление и защита окружающей среды. А наши ложки — это замена одноразовому пластику. Сегодня в странах Европейского Союза принят запрет на производство одноразовой посуды при условии, что есть альтернатива из разлагающихся материалов. Поэтому сама идея - это не только «развлечение», но и один из вариантов решения экологических вопросов.