14 лет назад в России создан институт оценки регулирующего воздействия – тщательный предварительный анализ всех плюсов и минусов нового нормативно-правового акта. Год спустя подсчет возможных издержек внедрен в Башкортостане в качестве пилотного проекта. С тех пор проведена оценка более чем 1600 законопроектов, регламентирующих ведение бизнеса. В среднем, в каждом пятом проекте обнаружены избыточные обязанности и необоснованные ограничения для предпринимателей, которые были оперативно устранены.
– По поводу внедрения ОРВ, когда больше 10 лет назад этот инструмент водился, были, конечно, сомнения, но сейчас и органы власти, и бизнес понимают, что это действительно нужный и действенный инструмент. Мы были одним из первых регионов, кто внедрил у себя этот инструмент, и на протяжении последних нескольких лет остаемся в числе регионов-лидеров, которые эффективно и качественно этим инструментом пользуются, – рассказала Светлана Верещагина.
Неудивительно, что пример Башкортостана считается показательным – республика демонстрирует открытость и искреннюю готовность к диалогу с представителями бизнес-сообщества. Новые нормативно-правовые акты обсуждаются публично и только в этом году в отношении 70% проектов от числа прошедших оценку регулирующего воздействия поступили предложения и замечания заинтересованных лиц – всего 73 предложения и замечания. Собственно, секция «Регуляторная политика государства: новые механизмы превентивной защиты интересов бизнеса» в рамках деловой программы X Общероссийского юридического форума является одним из ярких примеров попытки свести вместе власть и бизнес для обсуждения самых актуальных проблем предпринимательства.
Работа по оценке регулирующего воздействия в Башкортостане идет непрерывно: в текущем году подготовлены 130 заключений в отношении 129-ти проектов нормативно-правовых актов: рассмотрены 18 проектов законов РБ, 57 проектов постановлений Правительства РБ, 54 проекта приказов региональных органов исполнительной власти. Вынесены 8 отрицательных и 122 положительных заключения. В 7 проектах НПА выявлены избыточные положения, запреты и ограничения, в том числе способствующие возникновению необоснованных расходов бизнеса. Эти проекты направлены в ведомства на доработку.
Аналогичная работа идет и на муниципальном уровне – с 2021 года этот правовой институт функционирует во всех муниципальных районах и городских округах. Это великолепный инструмент для предпринимателей, позволяющий исключить еще на этапе разработке акты положений, затрудняющие ведение бизнеса или способствующие возникновению у предпринимателей необоснованных расходов. И районы не отстают от коллег на региональном уровне – за 9 месяцев текущего года в муниципальных образованиях в республике подготовлено 371 заключение об ОРВ.
О том, как применяется ОРВ в законотворческой деятельности, рассказал председатель комитета по промышленности, инновационному развитию, торговле, предпринимательству и туризму Госсобрания-Курултая РБ Алексей Шмелев. Прежде всего, это вынесение всех законопроектов на общественное обсуждение. Также при комитете созданы экспертные советы, в составе которых есть представители бизнеса и деловых объединений. Подробно спикер рассказал о действующих законодательных мерах поддержки бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.
Поскольку юбилейный юридический форум является общероссийским, в сессии принимали участие спикеры и из других регионов РФ. Опытом регуляторной политики в Новосибирской области поделилась начальник управления Министерства экономического развития Новосибирской области Ольга Москвина.
– Регуляторная политика для бизнеса, конечно же, направлена на создание целого ряда условий. Это отсутствие избыточного регулирования. Одна из целей оценки регулирующего воздействия – это дерегулирование. По сути, это обоснованность принятия актов. Вторая характеристика благоприятной бизнес-среды – это учет интересов, в том числе и сдерживания бизнеса, но при этом нужно балансировать с интересами общества. Третье – это диалог и прозрачность, – рассказала Москвина.